МЕРОПРИЯТИЯ В ГАЛЕРЕЕ:
11 декабря в 19:00
Артист-ток с художницей Марией Кошенковой
Место проведения: галерея Heritage
Мария поделится своими мыслями о процессе создания работ,
о техниках, которые использует, об экспериментах и трудностях, с которыми сталкивается в процессе создания работ, а также о том где черпает идеи и какими концепциями вдохновляется, поделиться историями о создании конкретных работ и планами на будущие.
Мария Кошенкова — хедлайнер выставки «Степени прозрачности. Vitalité fragile». Работы Марии хранятся в коллекциях множества российских и зарубежных музеев.
18 декабря в 17:00
Кураторская экскурсия с Мариной Ширской по выставке «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Место проведения: галерея Heritage
На экскурсии Марина расскажет о концепции проекта, об авторах, представленных в экспозиции, техниках стеклоделия и актуальных тенденциях в современном российском стекле.
Марина Ширская – историк искусства, лектор, куратор, арт-консультант, преподаватель, со-основатель проекта Wondercraft, автор более 500 публикаций о коллекционном дизайне, прикладном искусстве, инновациях в области предметного дизайна и архитектуры.
Для записи на экскурсию необходима предварительная регистрация по номеру: +7 495 625 02 028
20 февраля 2025 в 19:00
Встреча с коллекционером Мариной Добровинской
Презентация каталога выставки «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Место проведения: галерея Heritage
На встрече Марина расскажет о своей уникальной коллекции советского и современного российского художественного стекла и поделиться советами с начинающим коллекционерам.
Марина Добровинская — коллекционер, издатель уникальной серии арт-путеводителей.
МЕРОПРИЯТИЯ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДКАХ:
Выставки
«ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ. Хрусталь от формы до огранки»
Всероссийский музей декоративного искусства
20 ноября 2024 – 19 января 2025
Лекции
21 ноября в 19:00
Надежда Пак
«Гусь-Хрустальный как школа российского стеклоделия»
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства
В истории русского художественного стекла Гусевский хрустальный завод занимает особое место. В XVIII веке он положил начало крупному стекольному производству России. В XIX веке «Гусь-Хрустальный» становится таким же символом русского хрусталя, каким для Франции был завод «Баккара», а для Италии — муранское стекло. В XX веке завод проходит путь от крупнейшего производителя сортовой посуды Российской Империи до центра новаций и экспериментов в советском стеклоделии в 1970-80-е годов. В рамках лекции вы узнаете про технические особенности производства и декоративной обработки хрусталя, которые отличали «Гусь» от других стекольных заводов России, познакомитесь с работами ведущих художников, в разное время работавших на предприятии. Среди них: мастер декоративных композиций из цветного и бесцветного хрусталя с растительными орнаментами Евгений Рогов, Владимир Филатов, давший новое прочтение алмазной гравировке, художник Ольга Козлова, виртуозно работающая в гутной технике и другие. В презентации будут продемонстрированы знаковые изделия Гусевского завода с комментариями лектора.
Надежда Пак, специалист по художественному стеклу, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
28 ноября в 19:00
Лекция Ирины Петровой
«Вера Мухина и Ленинградская школа стекла»
Ирина Петрова, руководитель отдела художественного стекла Центрального парка культуры и отдыха им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург). Выпускница СПГХПА им. А.Л. Штиглица, кафедра керамики и стекла.
5 декабря в 19:00
Мария Савостьянова
«Опасные осколки, прозрачные кулаки и кристаллы мира: стекло как материал современного искусства»
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства
Как случилось, что материал декоративно-прикладного искусства стал материалом современного искусства? Что позволяет древнему стеклоделию раскрывать свой пластический, символический и семиотический потенциал в XXI веке? Почему у одних художников стекло появляется в ряду других материалов, и кто сегодня образует отряд художников, сделавших основную ставку на работу со стеклом. Влияет ли история стекольного дела на образы произведений, которые делаются здесь и сейчас? Какие музеи и международные проекты формируют нынешний статус материала?
На лекции будут рассмотрены работы художников и дизайнеров, созданные в рамках венецианского проекта Glasstress, творчество художников Ай Вейвея,Тони Крэгг и Вим Дельвуа, Рони Хорн, Жан-Мишеля-Отоньеля, Not Vidal, Моники Бонвичини, Марико Мори, а также выдающихся японских, европейских и американских мастеров.
Мария Савостьянова, искусствовед, заместитель издателя Art Focus Now.
Автор более 450 статей о дизайне и монографии «Дизайн сегодня»(2021).
12 декабря в 19:00
Встреча с Екатериной Ивановой-Остапенко
«Стекло. Опыты художника»
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства
Екатерины Ивановой-Остапенко — художник стекла, график, выпускница Академии Строганова и центра прикладного искусства Pratt Fine art center, CША.
В рамках встречи поделится опытом учебы и работы в студиях за рубежом, подготовки персональных выставок, участия в аукционах, а также расскажет о разнице в подходах к работе с материалом, широте применяемых техник и возможностях художественного стекла в России и мире. Вы узнаете, что не хватает России, чтобы влиться в мировое студийное движение стекла и почему просто иметь студийную печь мало для создания объектов.
14 декабря в 13:00
Ксения Малич
«На виду: стекло и архитектура в XX веке»
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства
Стекло издавна связано с архитектурой, начиная с готических витражей и по сегодняшний день, когда оно стало распространенным строительным материалом. В архитектуре стекло раскрывает свои качества в разных типах функциональности и художественной выразительности.
Эстетика минимализма и рационализм в архитектуре рубежа XIX-XX веков определил новый способ работы с материалами и фактурами. Модернизм начинался с культа новизны и оригинальности. Зодчие восхищались самодостаточной фактурой материалов. Железобетонный каркас и стекло дали дорогу новым экспериментам. «Развеществление» стены, ее исчезновение благодаря прозрачности стекла, «растворение» здания в природном ландшафте, — одним из важных завоеваний архитектуры модернизма.
На встрече речь пойдет об экспериментах XX века, об использовании стекла в архитектуре, развитии модернизма, опытах 1970-1980-х годов и современной практике.
Ксения Малич, искусствовед, историк архитектуры, академический руководитель магистратуры в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
В 2009–2019 годы — научный сотрудник Государственного Эрмитажа, куратор архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21». Автор монографий и каталогов «Николай Митурич. Ленинградский архитектор», «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», «Архитектура по-голландски. 1945–2000», «Сергей Эйзенштейн. „Октябрь“ в Зимнем», «Пришел, увидел, побежден».
18 января в 19:00
Круглый стол
«Грани взаимодействия. Пути развития»
Место проведения: Всероссийский музей декоративного искусства
Модератор: Ширская Марина
Круглый стол, соберет представителей различных секторов, работающих с художественным стеклом — от производителей и образовательных учреждений до организаторов конкурсов и арт-резиденций — станет площадкой для откровенного обсуждения насущных проблем и перспектив развития этой уникальной отрасли. Участники поделятся своим опытом, расскажут о вызовах, с которыми сталкиваются, и о своих ожиданиях относительно будущего стеклоделия в России.
В центре внимания будут вопросы взаимодействия между искусством и производством, поиска возможностей для укрепления связей между различными институциями, а также стратегий для привлечения нового поколения мастеров. Круглый стол станет одним из шагов на пути к улучшению состояния отрасли, созданию новых механизмов для поддержки художников и мастеров, а также к развитию российского художественного стекла как уникальной культурной и технологической ценности.
Каждый участник ответит на три вопроса:
- главные проблемы
- ожидания
- возможности взаимодействия
Февраль 2025
Экскурсия на производство Гусевского Хрустального завода
Во время экскурсии гости погрузятся в мир хрусталя, узнаю все тонкости его изготовления, увидят как варят хрусталь и выдувают из раскаленного материала формы будущих изделий, а в алмазном цеху посмотрят как происходит нанесение рисунка на хрусталь. После посещения цехов гости смогут заглянуть в знаменитую образцовую кладовую, где хранятся произведения и представлены лучшие работы художников работавших на заводе в разные годы.