Течение «Арте Повера», зародившееся в 60-е годы ХХ века, получило свое название благодаря куратору и арт-критику Джерману Челанту, который организовал выставку «Arte Povera e IM Spazio” в Генуе, собрав художников из Рима, Турина, Милана и Генуи в 1967 году. Заслуга Челанта в том, что придуманный им термин точно обозначил новую эпоху итальянского искусства: несмотря на экономический бум в Италии в конце 1950-х гг., художники сознательно выбирали «бедные материалы», стремясь декоммерциализировать искусство, вывести его за пределы рынка и галерейного бизнеса, стараясь освободить творческий процесс от ограничений традиционных форм и художественного пространства. На протяжении ХХ века в итальянском искусстве то и дело появлялись реакционные движения, начиная с итальянского футуризма – авангардного течения, которое стало реакцией на развитие индустриализации и дало возможность художникам находить новые творческие методы, до антиавангардной метафизики Джорджо Де Кирико и его соратников, отрицавших технологический прогресс как средство, некий импульс для развития культуры и искусства, настроенных по сути антитехнологически. Их последователями оказалась целая плеяда послевоенных художников, среди которых были Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони и др. Вместе с промышленным и экономическим подъемом в Италии в 1950-1960-х гг. происходило резкое развитие потребительской культуры, которые и стали основными предпосылками развития «Арте Повера». Художники, примкнувшие к данному течению верили в искусство как в серьезный инструмент социального воздействия и вели политические диалоги. Основными представителями стали: Джузеппе Пеноне, Марио Мерц, Янис Кунеллис, Марио Чероли.
Не могли художники «Арте Повера» остаться в стороне и от предметной среды. Объекты, керамика, мебель для кино и театральных постановок…Такой узкой и редкой теме, как дизайн «Арте Повера», кураторы выставки уделили отдельное внимание: в экспозицию вошли объекты Урано Пальма, скульптуры которого украшают музейные собрания Италии и Кореи, а мебель находится в международных коллекциях; функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, который занял активную позицию в дебатах об «Антидизайне», отрицая консьюмеризм и функциональную ценность в дизайне во имя акта творчества; уникальная мебель Марио Чероли «Mobilli nella Valle», созданная специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини в 1967/1977 гг.; и работы Карло Заули, известного под псевдонимом «Бьянко Заули» за свою монохромность, или, как «скульптор ваз», за монументальность, которую он придавал такому материалу, как керамика.
Центральной частью экспозиции нашего проекта стало «Русское бедное». Выставка «Русское бедное», по аналогии с итальянским «Арте Повера», открылась в Музее современного искусства «ПЕРММ» в Перми в 2008 году, позже ее название закрепилось за художниками этого круга. На тот момент среди участников насчитывалось 36 человек. Однако художники не имели общего манифеста и не работали коллективно, как это делали их итальянские коллеги. В отличие от итальянского радикального молодого искусства 60-х годов, остро реагирующего на политический и социальный кризис в стране, русское бедное – это неофициальное искусство, которому удалось выйти из укрытия только после распада Советского Союза. В Италии бедное искусство – это протест! Подчеркнутое пренебрежение мастеров внешней репрезентативностью их произведений мыслилось инструментом, позволяющим вывести искусство из сферы влияния властных структур и законов рынка. Итальянское бедное просуществовало не дольше одного десятилетия, тогда как русское бедное скорее из области метафизики: оно зародилось в 50-х годах ХХ века и все еще не прекратило своего существования, в силу многих факторов – не только материальных, но и ментальных: «Я же вижу, насколько русский человек в отвязном состоянии неаккуратен – он возьмет здоровый молоток, топор, кувалду и ляпает… В целом мы народ все-таки бедный, каким же нам искусством еще заниматься?» - считает один из главных идеологов и художников этого направления Николай Полисский. Для проекта галереи Николай Полисский сделал деревья-колонны, отсылающие нас к классической, грандиозной итальянской архитектуре. Хаим Сокол создает уникальные объекты для бельгийских коллекционеров: вновь обращаясь к теме исчезновения и утраты связей между людьми: он сочиняет “мёртвые письма” из жести и стали с реальными текстами бельгийских солдат времен Первой и Второй Мировых Войн. Сергей Шеховцов, яркий представитель течения “бедного”, в своем творчестве переформулировал скульптуру, лишив ее родового пафоса, его архитектурные шедевры из поролона – готовая аллюзия к синтетическому миру Филипа Дика. Для нашей выставки он создал стаю собак, несущих на себе, как татуированные свиньи Вима Дельвуа, отличительные знаки различных течений и техник в искусстве: от дриппинга Поллока до граффити.
Анна Слобожанина – хранитель культурного кода Русского Севера, молодой, талантливый керамист, видео артист. В своих проектах «Приданое» и «Утраченное» художница соединяет исследовательскую практику и личные переживания. Путешествуя по знаковым местам: Соловки, Кижи, деревни Прионежья и Присвирья, художница изучает историю мира, который может в одно мгновение исчезнуть.
«Эта выставка является как никогда актуальной, обращая каждого из нас как бы «внутрь»: внутрь себя, общих социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом сегодня. И заставляющих, тем не менее, по-своему решать эти проблемы внутри… Выставка концептуальная, многослойная и многосмысловая. Это рассказ и об аутентичности русского «бедного искусства», о его собственном культурном коде, и в то же время о проникновении художественных и философских идей и течений ХХ века в Россию. А ещё это удивительно тонкие и лаконичные, эстетские работы итальянских представителей «Арте Повера», которые завоевали мировой арт-рынок и для которых, как мне кажется, готовы наши коллекционеры», – говорит куратор и владелица галереи Кристина Краснянская.
Представленные художники: Марио Чероли, Урано Пальма, Риккардо Дализи, Валерий Кошляков, Сергей Шеховцов, Ринат Волигамси, Хаим Сокол, Андрей Кузькин, Анна Слобожанина, Николай Полисский, Нестор Энгельке, Иван Лунгин, Зина Исупова, Павел Брат, Михаил Лабазов, Александр Бродский.
Кураторы проекта: Кристина Краснянская, Зарина Тайц
Галерея HERITAGE выражает благодарность за предоставление работ галереям «Anna Nova», «ART4», «11.12» и галерее Максима Боксера.
Не могли художники «Арте Повера» остаться в стороне и от предметной среды. Объекты, керамика, мебель для кино и театральных постановок…Такой узкой и редкой теме, как дизайн «Арте Повера», кураторы выставки уделили отдельное внимание: в экспозицию вошли объекты Урано Пальма, скульптуры которого украшают музейные собрания Италии и Кореи, а мебель находится в международных коллекциях; функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, который занял активную позицию в дебатах об «Антидизайне», отрицая консьюмеризм и функциональную ценность в дизайне во имя акта творчества; уникальная мебель Марио Чероли «Mobilli nella Valle», созданная специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини в 1967/1977 гг.; и работы Карло Заули, известного под псевдонимом «Бьянко Заули» за свою монохромность, или, как «скульптор ваз», за монументальность, которую он придавал такому материалу, как керамика.
Центральной частью экспозиции нашего проекта стало «Русское бедное». Выставка «Русское бедное», по аналогии с итальянским «Арте Повера», открылась в Музее современного искусства «ПЕРММ» в Перми в 2008 году, позже ее название закрепилось за художниками этого круга. На тот момент среди участников насчитывалось 36 человек. Однако художники не имели общего манифеста и не работали коллективно, как это делали их итальянские коллеги. В отличие от итальянского радикального молодого искусства 60-х годов, остро реагирующего на политический и социальный кризис в стране, русское бедное – это неофициальное искусство, которому удалось выйти из укрытия только после распада Советского Союза. В Италии бедное искусство – это протест! Подчеркнутое пренебрежение мастеров внешней репрезентативностью их произведений мыслилось инструментом, позволяющим вывести искусство из сферы влияния властных структур и законов рынка. Итальянское бедное просуществовало не дольше одного десятилетия, тогда как русское бедное скорее из области метафизики: оно зародилось в 50-х годах ХХ века и все еще не прекратило своего существования, в силу многих факторов – не только материальных, но и ментальных: «Я же вижу, насколько русский человек в отвязном состоянии неаккуратен – он возьмет здоровый молоток, топор, кувалду и ляпает… В целом мы народ все-таки бедный, каким же нам искусством еще заниматься?» - считает один из главных идеологов и художников этого направления Николай Полисский. Для проекта галереи Николай Полисский сделал деревья-колонны, отсылающие нас к классической, грандиозной итальянской архитектуре. Хаим Сокол создает уникальные объекты для бельгийских коллекционеров: вновь обращаясь к теме исчезновения и утраты связей между людьми: он сочиняет “мёртвые письма” из жести и стали с реальными текстами бельгийских солдат времен Первой и Второй Мировых Войн. Сергей Шеховцов, яркий представитель течения “бедного”, в своем творчестве переформулировал скульптуру, лишив ее родового пафоса, его архитектурные шедевры из поролона – готовая аллюзия к синтетическому миру Филипа Дика. Для нашей выставки он создал стаю собак, несущих на себе, как татуированные свиньи Вима Дельвуа, отличительные знаки различных течений и техник в искусстве: от дриппинга Поллока до граффити.
Анна Слобожанина – хранитель культурного кода Русского Севера, молодой, талантливый керамист, видео артист. В своих проектах «Приданое» и «Утраченное» художница соединяет исследовательскую практику и личные переживания. Путешествуя по знаковым местам: Соловки, Кижи, деревни Прионежья и Присвирья, художница изучает историю мира, который может в одно мгновение исчезнуть.
«Эта выставка является как никогда актуальной, обращая каждого из нас как бы «внутрь»: внутрь себя, общих социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом сегодня. И заставляющих, тем не менее, по-своему решать эти проблемы внутри… Выставка концептуальная, многослойная и многосмысловая. Это рассказ и об аутентичности русского «бедного искусства», о его собственном культурном коде, и в то же время о проникновении художественных и философских идей и течений ХХ века в Россию. А ещё это удивительно тонкие и лаконичные, эстетские работы итальянских представителей «Арте Повера», которые завоевали мировой арт-рынок и для которых, как мне кажется, готовы наши коллекционеры», – говорит куратор и владелица галереи Кристина Краснянская.
Представленные художники: Марио Чероли, Урано Пальма, Риккардо Дализи, Валерий Кошляков, Сергей Шеховцов, Ринат Волигамси, Хаим Сокол, Андрей Кузькин, Анна Слобожанина, Николай Полисский, Нестор Энгельке, Иван Лунгин, Зина Исупова, Павел Брат, Михаил Лабазов, Александр Бродский.
Кураторы проекта: Кристина Краснянская, Зарина Тайц
Галерея HERITAGE выражает благодарность за предоставление работ галереям «Anna Nova», «ART4», «11.12» и галерее Максима Боксера.